«Подготовка детей к школе».
Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи
дети посещают подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних
детей готовят к школе в детском саду, других – в учреждениях дополнительного
образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний.
Перед учителем младших классов встает задача "выровнять" их знания и
умения. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У
детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне
закономерно, что у них разный уровень подготовки.
Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию
"готовность к школе" различается. Родители считают, что если они
научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной
учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов
"правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой
деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии
дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует
развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить,
составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать
карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в
среде себе подобных, уметь организовывать свою деятельность.
Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является
наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т.е. отношение к учебе как
к важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к
определенным учебным предметам.
Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить
ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей,
налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с
одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание
поступить в школу, приобрести в глазах детей почетное положение ученика и, с
другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в
живом интересе к окружающему,
в стремлении узнавать новое.
Специалисты выделяют 4 критерия готовности к школе:
1. физический
2. нравственный
3. психологический
4. мыслительный
Физическая готовность:
1. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин
2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в
общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого
или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения
медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.
2. Обязательным условием для приема в школу детей
седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее
шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к
началу учебного года, проводится в условиях детского сада.
Нравственная готовность:
1. Умение строить отношения с взрослым человеком.
2. Умение общаться со сверстниками.
3. Вежливость, сдержанность, послушание.
4. Отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
5. Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с
достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо
чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.
Психологическая готовность:
1. Это твердое желание учиться, получать знания;
понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к
получению новых знаний;
2. Это умение слушать учителя и выполнять его задания
(отнюдь не всегда интересные);
3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок
легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных
ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
4. Это определенный уровень развития мышления,
памяти, внимания.
Мыслительная готовность:
1.Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
2.Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы
из прочитанного, увиденного, услышанного, используя слова: «потому, что»;
«если, то»; «поэтому».
3.Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда
начинается с вопроса.
4.Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно
важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения
задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий